Главная | Жилищные вопросы | Административные правонарушения понятие признаки состав

Административное правонарушение


Виды административных правонарушений Понятие, признаки и состав административного правонарушения Административное правонарушение является фактическим основанием административной ответственности. Под административным правонарушением понимается противоправное, виновное действие бездействие физического или юридического лица , за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Существо административного правонарушения раскрывается в совокупности его юридических признаков. В узком смысле выделяются три признака административного правонарушения — противоправность, виновность и наказуемость, но при широком подходе можно указать дополнительно еще на два признака: Практическая значимость признаков правонарушения выражается в том, что установление их наличия в конкретном деянии позволяет рассматривать его в качестве административного правонарушения, то есть фактического основания административной ответственности.

Иными словами, чтобы деяние как правовое явление можно было признать административным правонарушением, оно должно обладать указанными чертами.

сдаваться Административные правонарушения понятие признаки состав Хилвару

Действие — это активное невыполнение правового предписания в виде обязанности или законного требования, нарушение установленного запрета, правила, нормы, стандарта. Бездействие — это пассивное поведение, выражающееся в несовершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей.

Часть административных правонарушений может быть совершена только в результате действия например, мелкое хищение — ст. Административным правонарушением выступают только внешне выраженные акты субъекта. Именно поэтому не могут признаваться правонарушением мысли, чувства и желания субъекта, если они не выражены в определенном поступке. И активное, и пассивное поведение для признания его административным правонарушением, кроме своего внешнего проявления, должно быть осознанным.

Отсутствие одной из характеристик — внешнего проявления поведения и его осознания субъектом — исключает рассмотрение деяния в качестве противоправного например, действие непреодолимой силы или действия невменяемого лица или лица, не достигшего возраста административной ответственности. Административным правонарушением всегда выступает деяние противоправное, то есть запрещенное Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

Как правило, административное правонарушение посягает на регулируемые и охраняемые нормами административного права общественные отношения. Так, нарушая нормы права , регламентирующие порядок организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, правонарушители тем самым посягают на общественный порядок и общественную безопасность ст.

Особенность административной ответственности в том, что противоправность административных правонарушений проявляется в совершении лицом деяния, нарушающего не только нормы административного, но и ряда других отраслей права , например, конституционного, гражданского, финансового, налогового, таможенного, земельного, экологического, трудового. Противоправность является юридическим выражением материальной характеристики общественного свойства административного правонарушения.

Признак противоправности деяния не обусловлен обязательным наступлением вредных последствий — административным правонарушением может признаваться только сам факт нарушения невыполнения требований, предписанных нормой права и охраняемых мерами административной ответственности например, ст. Вместе с тем не может считаться административным правонарушением деяние, не предусмотренное законодательством об административных правонарушениях, даже если оно и причинило вред общественным интересам.

Противоправное деяние для признания его административным правонарушением должно быть совершено виновно, то есть с определенным психическим отношением физического лица в форме умысла или неосторожности ст. Совершение деяния, формально подпадающего под признаки административного правонарушения, при отсутствии такого психического отношения лица к действию бездействию и противоправным последствиям не может рассматриваться в качестве административного правонарушения.

Не может быть квалифицировано в качестве административного правонарушения и невиновное совершение противоправного действия бездействия юридическим лицом. Любая ответственность бессмысленна без реакции со стороны государства на противоправное поведение. Административное наказание представляет собой публично-правовую, государственную оценку деяния в качестве административного правонарушения, а лица, его совершившего, как обязанного претерпеть возлагаемые на него ограничения.

Наказуемость служит средством, обеспечивающим реализацию административно-правового запрета. Законодательство об административных правонарушениях связывает определение конкретной меры наказания за правонарушение с административными наказаниями, предусмотренными статьями главы 3 КоАП РФ. За совершение административного правонарушения к виновным лицам специально уполномоченными органами и должностными лицами применяются административные наказания. Наиболее дискуссионным из признаков административного правонарушения является его общественная вредность или общественная опасность.

Единого мнения и однозначного подхода к этому вопросу до настоящего времени не сложилось.

Форма поиска

Безусловно, что каждое административное правонарушение причиняет вред конкретному объекту или создает угрозу причинения такого вреда. Подавляющее большинство юристов именно в этом видят общественную вредность или опасность правонарушения. В теории административного права весьма распространена точка зрения о том, что административные правонарушения, как и преступления , тоже являются общественно опасными деяниями, хотя степень этой опасности ниже, чем у преступлений.

Общественная опасность деяния проявляется в посягательстве, в причинении или создании реальной угрозы причинения существенного ущерба общественным отношениям, охраняемым нормами права. Б то же время нельзя категорически отвергать возможность отнесения административных правонарушений к общественно опасным деяниям, так как эта опасность присуща ряду административных правонарушений, предусмотренных Особенной частью КоАП РФ например, правонарушения, посягающие на безопасность дорожного движения, пожарную, экологическую безопасность.

Вместе с тем ст. Б качестве критериев разграничения административных правонарушений и преступлений могут выступать такие факторы, как тяжесть последствий например, при совершении нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транс-портных средств — ст.

При любых условиях правоприменитель должен всесторонне и полно выяснять все обстоятельства, характеризующие состав правонарушения, для правильной квалификации деяния в соответствии с нормами либо Кодекса РФ об административных правонарушениях, либо Уголовного кодекса РФ. С учетом сказанного можно утверждать, что общественная опасность административного правонарушения не является его обязательным качеством.

Административные правонарушения могут быть общественно опасными, а могут и не быть таковыми. Особенность административных правонарушений заключается в их вредности для общества , и это выражается в их противоправности. Административные правонарушения могут наносить вред тем интересам и объектам, которые закреплены в ст. Признаки административного правонарушения образуют его юридический состав — единственное основание административной ответственности и применения административного наказания.

Удивительно, но факт! Непосредственными объектами являются конкретные общественные отношения, которым причиняется вред — например, нарушение правил разгрузки и погрузки судов в конкретном порту на конкретном судне.

Под составом административного правонарушения традиционно понимается установленная правом совокупность признаков, при наличии которых антиобщественное деяние считается административным правонарушением. Правонарушение есть явление реальной действительности. Состав правонарушения — логическая конструкция, правовое понятие о нем, отражающее свойства, существенные признаки реальных явлений, то есть определенных антиобщественных действий. Законодатель не создает признаков правонарушений, а лишь отбирает существенные, отличительные черты и конструирует составы.

Но состав административного правонарушения — понятие правовое. Логическая конструкция закрепляется в праве и становится обязательной. Перечень закрепленных в ней признаков — необходимое и достаточное основание для квалификации деяния как административного правонарушения. Реальное деяние только тогда считается правонарушением, когда оно содержит все признаки состава, отсутствие хотя бы одного из них означает отсутствие состава в целом. Вместе с тем для квалификации деяния вполне достаточно, если в нем обнаружены все признаки, входящие в состав, иные признаки деяния на квалификацию влияния не оказывают.

Правоприменительные органы не вправе ни увеличить, ни уменьшить число признаков состава. Состав административного правонарушения образуют следующие обязательные элементы: Только наличие в совокупности всех указанных элементов, закрепленных правовыми нормами, может повлечь административную ответственность.

Удивительно, но факт! Другими словами, оно не могло осознавать противоправности собственных действий или бездействий.

Состав правонарушения представляет собой органичную систему, все его признаки важны, значимы и тесно связаны между собой. Так, для конкретного административного правонарушения например, мелкого хищения — ст. Однако когда они существуют в совокупности и объединяются законодателем в диспозиции правовой нормы в качестве перечня признаков правонарушения — это уже правовая модель административного правонарушения, его юридический состав. Если в деянии отсутствует хотя бы один из признаков, содержащихся в составе, то в нем нет и самого состава, следовательно, оно не может быть квалифицировано по конкретной статье закона , на основе нормы права, закрепляющей данный состав.

Всякое целесообразное деяние выступает как органичное единство внешней деятельности человека и его сознания, объективных и субъективных моментов. Б нем различают объект деятельности, ее внешние проявления, субъект действий и его психическое отношение к деянию. По этой причине в составе административного правонарушения также присутствуют четыре элемента: Каждый элемент состава, в свою очередь, представляет собой систему признаков, характеризующих и детализирующих его например, для субъективной стороны — это психическое отношение лица к совершаемому деянию и его последствиям в форме вины, а также мотив и цель.

Составы административных правонарушений могут быть классифицированы по любому из признаков, входящих в них, а также в зависимости от особенностей юридических средств, использованных при их конструировании составы описательные и бланкетные, однозначные и альтернативные, казуистические и обобщенные. В отличие от уголовного права , в котором существуют основные, квалифицированные и привилегированные со смягчающими обстоятельствами составы преступлений, составы административных правонарушений подразделяются только на основные например, ч.

По особенностям конструкции различаются: В зависимости от степени обобщения признаков административных правонарушений их составы подразделяются следующим образом: Большое практическое значение имеет и такое деление составов административных правонарушений: По признаку субъективной стороны административные правонарушения могут быть поделены на умышленные и неосторожные, а по признаку мотива поведения — на корыстные, совершаемые с целью извлечения доходов , и некорыстные. Правильное определение всех элементов состава административного правонарушения способствует реализации задач законодательства об административных правонарушениях по защите общественных отношений, а также способствует предупреждению административных правонарушений.

Кроме того, учение о составе административного правонарушения имеет большое значение: Объект и объективная сторона административного правонарушения Поскольку правонарушение — это всегда социальное, общественно значимое явление, то даже в ситуации, когда, казалось бы, вред нанесен только потерпевшему , правонарушитель наносит определенный урон ущерб обществу.

В этой связи объектом любого административного правонарушения всегда выступают общественные отношения. В теории административного права объекты посягательств административных правонарушений традиционно подразделяются на четыре группы: Такое деление имеет не только теоретическое, но и практическое значение, так как оно позволяет правоприменителю осуществлять процесс квалификации административных правонарушений, то есть отнесение противоправного деяния к конкретной статье Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях либо статье закона субъекта РФ , устанавливающего административную ответственность.

Объект и объективная сторона административного правонарушения

Общим объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, урегулированные нормами различных отраслей права конституционного, трудового, гражданского, земельного, экологического, финансового , охраняемые и защищаемые мерами административной ответственности. Родовым объектом является группа однородных общественных отношений, возникающих в отдельной сфере например, родовым объектом правонарушений, предусмотренных гл. В КоАП РФ исполь-зуется смешанный способ группировки составов административных правонарушений в главы — по родовому объекту и сфере отрасли , в которой совершено правонарушение.

Видовой объект — разновидность родового, специфическая группа общественных отношений, общая для правонарушений, входящих в одну главу правила осуществления валютных операций, порядок работы с наличностью, правила воинского учета и т. Выделение видового объекта является необходимым и оправданным, поскольку именно такая система объектов детально разграничивает общественные отношения между собой и, как следствие, позволяет правоприменителю более качественно осуществлять процесс квалификации административных правонарушений и эффективно назначать виновным лицам административные наказания.

Под непосредственным объектом рассматривается та часть однородных общественных отношений, которым административным правонарушением непосредственно причиняется ущерб например, право владения, пользования и распоряжения конкретным имуществом при совершении мелкого хищения. В качестве непосредственного объекта могут выступать конкретные нормы, правила, предписания, требования, запреты.

Непосредственный объект позволяет разграничивать однородные административные правонарушения между собой. В ряде случаев объект административного правонарушения тесным образом связан с предметом правонарушения, то есть с предметами внешнего, материального мира, на которые воздействует правонарушение и которым причиняется ущерб например, налоговая декларация или бухгалтерские учетные документы для административных правонарушений в области налогов и сборов.

Однако предмет административного правонарушения нельзя отождествлять с объектом, хотя он и является элементом общественных отношений, его составной частью и, следовательно, охрана общественных отношений предполагает охрану элементов, их образующих.

насекомое Административные правонарушения понятие признаки состав так старался

Особую роль для правоприменителя играют родовой и непосредственный объекты, так как именно с их помощью разрешаются спорные ситуации, возникающие при конкуренции материально-правовых норм , устанавливающих административную ответственность например, квалификация действия либо бездействия по ст. Объективная сторона административного правонарушения выступает выражением внешней стороны конкретного противоправного деяния, посягающего на общественные отношения. Именно посредством объективной стороны правоприменитель осуществляет первоначальную правовую идентификацию административного правонарушения по отнесению его к конкретному виду.

Объективная сторона любого административного правонарушения характеризуется двумя группами признаков: В число обязательных признаков входит само противоправное деяние, его общественно вредные последствия и логическая причинная связь между ними. Деяния, составляющие объективную сторону административных правонарушений, могут выражаться как в действиях, нарушающих установленные законодательством запреты и предписания, так и в бездействии, влекущем неисполнение предусмотренных законодательством обязанностей.

Часть административных правонарушений совершается только путем бездействия например, непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения — ст. Отдельные административные правонарушения совершаются в форме действия, причем нескольких видов.

Например, объективную сторону ст. Некоторые административные правонарушения одновременно содержат в диспозиции своих составов несколько самостоятельных правонарушений, объективная сторона которых выражается как в форме различных действий, так и в форме бездействия. По конструкции объективной стороны административные правонарушения подразделяются на формальные и материальные составы.

Для формальных составов свойственно то, что их выполнение не влечет каких бы то ни было материальных последствий. Следовательно, и общественно вредные последствия, и причинная связь не могут рассматриваться в качестве обязательных признаков применительно к данной группе составов.

Законодатель для администра-тивных правонарушений с формальным составом прямо не указывает на наступление вредных последствия деяния например, ст.

Читайте также:

  • Образец договор доверительного управления наследственным имуществом в рб
  • Торрент завещание старого мастера
  • Кража сколько лет дают
  • Образцы договора купли-продажи недвижимости с использованием материнского капитала
  • С кого взятки гладки
  • Раздел совместно нажитого имуществ