Главная | Защита прав потребителя | Право на защиту гражданских прав в суде

Защита гражданских прав в суде


Судебная защита гражданских прав 1. Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд далее — суд. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом.

Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд. Возможность судебной защиты гражданских прав служит одной из гарантий их осуществления. Право на судебную защиту является правом, гарантированным ст. Во-первых, гражданские права подлежат защите в суде независимо от того, имеется ли соответствующее указание в ГК и иных законах; во-вторых, суд защищает не только права, но и законные интересы, при этом защите подлежит как нарушенное, так и оспариваемое право; в-третьих, судебный порядок является преимущественной, но не единственной формой защиты прав.

Допускается и административный порядок защиты гражданских прав, однако он возможен только в случаях, предусмотренных законом, и за субъектом гражданского правоотношения сохраняется право обжаловать в суд решение, принятое в административном порядке. При этом право обжалования не зависит от того, предусмотрена ли такая возможность законом или иными правовыми актами.

В статье определены судебные органы, осуществляющие защиту гражданских прав. К ним отнесены суд общей юрисдикции, арбитражный суд и третейский суд. В последующем ГК использует общий термин — суд. Федеральный конституционный закон от 31 декабря г. Суды осуществляют судебную власть в Российской Федерации. При этом судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Третейские суды, упомянутые в п. Однако спор на разрешение третейского суда может быть передан лишь при наличии соглашения об этом сторон спорного правоотношения.

Выбор между государственными судами и третейским судом предоставлен спорящим сторонам. В статье не разграничена компетенция между органами, входящими в судебную систему. Подведомственность дел каждому из судов определяется Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации", Гражданским процессуальным кодексом, Арбитражным процессуальным кодексом и иными законами.

Для разграничения компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов в процессуальном законодательстве использованы два критерия: Прежде всего подведомственность спора предопределена субъектами спорных правоотношений. Споры с участием граждан — физических лиц, как правило, подведомственны судам общей юрисдикции. Споры с участием юридических лиц и граждан — индивидуальных предпринимателей рассматривает арбитражный суд. Это правило знает несколько исключений. Во-первых, в арбитражном суде рассматриваются дела с участием граждан — кредиторов по заявлениям о признании несостоятельности банкротстве организаций и граждан — индивидуальных предпринимателей; во-вторых, заявления граждан о признании незаконными отказа или уклонения от их государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

В таких случаях основное значение для определения подведомственности отдается не субъектам спора, а характеру спорных правоотношений. Этот же критерий использован при отнесении к компетенции судов общей юрисдикции разрешения споров между органами транспорта и организациями — клиентами, возникающих из договоров перевозки грузов в прямом международном железнодорожном, автомобильном и воздушном грузовом сообщении. Полномочия Конституционного Суда РФ установлены ст. К ним отнесена проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Проверка осуществляется по жалобам граждан на нарушение конституционных прав и свобод и по запросам судов.

право на защиту гражданских прав в суде ему

К подведомственности арбитражного суда отнесены экономические споры, возникшие из гражданских, административных и иных правоотношений между юридическими лицами, гражданами — индивидуальными предпринимателями, между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации; между субъектами Российской Федерации.

Арбитражный суд рассматривает дела с участием организаций и граждан Российской Федерации, а также иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или соглашением сторон спорного правоотношения.

Экономическими спорами законы об арбитражном суде называют также споры из административных и иных правоотношений, связанные с защитой гражданских прав организаций и индивидуальных предпринимателей, в том числе о признании недействительными ненормативных индивидуальных неправомерных актов государственных органов и органов местного самоуправления, отказ или уклонение от государственной регистрации организации или гражданина — индивидуального предпринимателя и в иных случаях, когда предусмотрена государственная регистрация и др. Перечень экономических споров, перечисленных в ст.

Арбитражные суды — это специализированные суды, задачей которых прежде всего является разрешение экономических споров в сфере предпринимательской деятельности. Поэтому все остальные споры, не отнесенные к подведомственности Конституционного Суда и арбитражных судов, разрешаются судами общей юрисдикции. Третейские суды, хотя они и не входят в систему судебных органов Российской Федерации, названы в коммент. Третейский суд избирается сторонами гражданского правоотношения для разрешения возникшего или могущего возникнуть между ними спора о праве гражданском.

Статья 11. Судебная защита гражданских прав

Они могут быть созданы как гражданами, так и юридическими лицами. Передача гражданами споров таким судам на практике почти не встречается. Организация и деятельность третейских судов для разрешения споров, подведомственных арбитражным судам, установлена Временным положением о третейском суде для разрешения экономических споров, утв.

Постановлением Верховного Совета РФ от 24 июня г. Этим положением предусмотрено создание третейских судов для рассмотрения конкретного дела иди постоянно действующих судов. Последние получили достаточно широкое развитие.

Предусмотрено Конституцией

Постоянно действующие суды разрешают споры в соответствии с правовыми актами в форме положений, правил и иных актов, определяющих порядок предъявления исков и рассмотрения ими споров. Эти акты утверждаются органами — учредителями постоянно действующих третейских судов. МКАС подведомственны споры, которые в зависимости от субъектного состава делятся на две категории: Стороны договора вправе включить в него так называемую "арбитражную оговорку", то есть условие о передаче возникшего или могущего возникнуть гражданско-правового спора на рассмотрение третейского суда.

Соглашение о передаче в третейский суд конкретного спора при отсутствии оговорки должно быть заключено в письменной форме. Решения третейских судов стороны исполняют добровольно. Решения Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов, не исполненные добровольно, принудительно исполняются на основе исполнительных листов, выдаваемых судами ст.

Арбитражный суд при наличии предусмотренных нормативными актами оснований вправе отказать в выдаче исполнительного листа. К административному порядку защиты гражданских прав, применяемому в предусмотренных законом случаях, можно отнести, во-первых, обжалование действий и актов государственных органов в вышестоящий по отношению к ним орган исполнительной власти; во-вторых, принятие государственными органами, наделенными юрисдикционными полномочиями, решений с использованием способов защиты гражданских прав, предусмотренных ст.

В соответствии со ст. Также в административном порядке могут быть обжалованы решения налоговых органов. Однако в соответствии с Законом РФ от 27 декабря г. Административный порядок оспаривания патента или решения об отказе в выдаче патента установлен ст. Возражения на отказ в выдаче патента и опротестование его выдачи направляются в Апелляционную палату.

Жалоба на решение Апелляционной палаты может быть подана в Высшую патентную палату. И хотя Патентный закон не допускает передачи таких споров в суд, признавая решение Высшей патентной палаты окончательным, оно в силу п. Иное содержание придано административному порядку защиты гражданских прав, осуществляемой антимонопольными органами и органами регулирования деятельности субъектов естественных монополий.

Удивительно, но факт! Самозащита применяется в тех случаях, когда обстоятельства исключают возможность обращения в настоящее время за защитой к государственным органам. К самозащите, например, можно отнести фактические действия собственника или иного законного владельца, направленные на охрану имущества, равно как и аналогичные действия, совершенные в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости ст.

Законами о конкуренции, "О рекламе", О защите прав потребителей антимонопольные органы Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации и его территориальные управления в случае злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением и нарушения гражданских прав других лиц, прав потребителей, а также использования ненадлежащей рекламы наделены полномочиями возбуждать дела по заявлениям заинтересованных лиц или по собственной инициативе.

Они рассматривают возбужденное дело с вызовом заинтересованных лиц, с соблюдением сроков, порядка, установленных Правилами, принимают решение и на основании решения направляют предписание прекратить нарушение установленных этими законами запретов; восстановить первоначальное положение; заключить или расторгнуть договор с другим хозяйствующим субъектом или внести в него изменения; возместить причиненные убытки; осуществить контррекламу и др.

Таким образом, антимонопольные органы применяют способы защиты гражданских прав, предусмотренные ст. Аналогичными полномочиями наделил Закон о естественных монополиях органы регулирования естественных монополий. Дела, связанные с нарушением Закона о конкуренции, рассматриваются в соответствии с Правилами рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утв.

Удивительно, но факт! Заставить его быть истцом, жалобщиком или заявителем не дано никому.

Положение о порядке рассмотрения ГКАП РФ и его территориальными управлениями дел о нарушении законов и иных актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, действует в редакции, утв. РВ от 30 мая Все упомянутые законы предусматривают порядок обжалования в суд решений предписаний , принятых антимонопольными органами и органами регулирования естественных монополий.

этой право на защиту гражданских прав в суде центре

Антимонопольные органы и органы регулирования естественных монополий при защите гражданских прав в административном порядке имеют в своем распоряжении такие методы воздействия на нарушителей запретов, как принятие решения и дача на его основе хозяйствующим субъектам, органам исполнительной власти и местного самоуправления соответствующего предписания, применение штрафов и иных административных взысканий. Полномочия антимонопольных органов и органов регулирования естественных монополий необходимо четко отграничивать от компетенции судов.

Эти органы не вправе признавать недействительными неправомерные акты государственных органов и органов местного самоуправления, признавать недействительными полностью или частично гражданско-правовые договоры, взыскивать убытки и неустойку. Такие решения принимаются только судами. В отличие от решений судов, имеющих обязательную силу для всех государственных органов и органов местного самоуправления, организаций и граждан и подлежащих исполнению на всей территории Российской Федерации ст. Другое отличие состоит в том, что судебное решение подлежит принудительному исполнению; решение же антимонопольных органов и органов регулирования естественных монополий не может быть исполнено принудительно.

Поэтому неисполнение предписания может повлечь наложение штрафа и или предъявление антимонопольным органом иска в суд. Вместе с тем обращение в антимонопольные органы заинтересованных лиц имеет ряд преимуществ: Этим объясняется ежегодное увеличение количества дел, возбуждаемых антимонопольными органами. Необходимо подчеркнуть, что как общее правило сторонам гражданских правоотношений предоставлена возможность выбора между судебным и административным порядком защиты своих прав, а при обращении за защитой в административном порядке сохраняется право обжаловать принятое решение в суд.

Повышение роли судебной защиты гражданских прав, расширение компетенции суда в применении гражданского законодательства отражено во многих нормах ГК. Он отводит суду важную роль в осуществлении гражданских прав и в применении способов их защиты. Расширение случаев, когда заключение гражданско-правового договора становится обязательным для одной из сторон, придание судебному решению значения юридического факта усиливает влияние судебных актов на осуществление предпринимательской деятельности см.

Ряд норм ГК содержит оценочные критерии. Так, в силу ст. Уважительность причин пропуска срока исковой давности гражданином оценивается судом см. Такие понятия, как добросовестное и разумное поведение, нормальное необходимое время, разумный срок и др. Все это означает повышение роли суда в защите гражданских прав, значения судебной и судебно-арбитражной практики в применении ГК и других актов гражданского законодательства.

Читайте также:

  • Образец возражения на отказ в возбуждении уголовного дела
  • Иски в защиту прав неопределенного круга потребителей роспотребнадзор
  • 159.2 ук рф мошенничество