Главная | Семейное право | Семейное право правовое регулирование занятости и трудоустройства

Методическая разработка занятия "Правовое регулирование занятости и трудоустройства"


Приложение Введение Правовой механизм государственной политики в области занятости и трудоустройства в настоящее время включает две основные группы норм. Нормы первой группы направлены на защиту работников от необоснованных увольнений и выплату денежных сумм, имеющих компенсационный характер оплата вынужденного прогула и т. Они содержатся в основном в ТК РФ. Во вторую группу входят правовые нормы, непосредственно регулирующие занятость, трудоустройство и его формы, объем льгот и гарантий лицам, которые потеряли работу и нуждаются в поддержке государства.

Российское законодательство о занятости и трудоустройстве представляет собой систему нормативных актов, основанную на Конституции РФ, которая в ст. В целом правовой институт занятости населения имеет комплексный характер, так как включает нормы не только трудового, но и административного, финансового права, права социального обеспечения. Например, порядок деятельности государственных органов занятости регламентируется административно-правовыми, а предоставление пособий безработным гражданам -- социально-обеспечительными нормами Никонов Д. Целью данной работы является описать сущность занятости и трудоустройства.

Удивительно, но факт! Проведение ярмарок вакансий в целях обеспечения временной занятости подростков. Это давало возможность специалистам в области трудового права считать правоотношения по трудоустройству и занятости или предшествующими трудовым А.

Для достижения этой цели в работе решаются следующие промежуточные задачи: В Главе 1 - Правовое регулирование занятости - решаются первые четыре из поставленных выше промежуточных задач: В Главе 2 - Правовое регулирование трудоустройства - решаются с пятой по десятую из промежуточных задач, а именно: В Заключении делаются основные выводы по работе. Приложение содержит две схемы: Правовое регулирование занятости 1. Трудовое законодательство России, провозглашая гарантии реализации права граждан на труд, установило, что государство гарантирует гражданам, постоянно проживающим на территории РФ: Правовые, экономические и организационные условия обеспечения занятости и гарантии реализации права граждан на труд определяются современным законодательством.

Эти положения в общих чертах определяют государственную политику в области обеспечения занятости и гарантий реализации права граждан на труд. Конкретное же регулирование правовых, экономических и организационных условий обеспечения занятости и гарантий реализации права граждан на труд определяются в настоящее время не ТК РФ, а текущим законодательством Трудовое право: ТК Велби, Изд-во Проспект, Он, по существу, определил новую редакцию Закона о занятости. Закон о занятости в редакции от 20 апреля г.

Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход Закон РФ от При этом следует иметь в виду, что гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду.

Принуждение к труду в какой-либо форме физической, психологической, нравственной не допускается, если иное не предусмотрено законом. Например, УК РФ ст. Само же наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Таким образом, незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности. Прежде всего, из этого следуют обязательства российского государства в сфере содействия занятости населения.

Направления политики государства в сфере содействия следуют также из международно-правовых актов. Так, указание на необходимость создания государством условий для наиболее полного осуществления права на труд содержится также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах ст. Всеобщая декларация прав человека г. Примечательно, что на своей первой сессии в г.

В современных условиях особую актуальность приобретает анализ документов, принятых на уровне Совета Европы, в которых аспекты содействия занятости также не остаются без внимания. В частности, Конвенция о защите прав человека и основных свобод запрещает принудительный труд ст. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: Основные направления политики российского государства по содействию реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость закреплены в ст.

Приведенные выше направления государственной политики, как правило, получают свое развитие в иных нормативных правовых актах прежде всего -- федеральных и территориальных программах содействия занятости , а также в коллективных соглашениях с участием органов государства. На важность последних также указывалось в уже упоминавшейся Концепции, согласно которой политика государства должна быть направлена на развитие социального партнерства на всех уровнях, разработку механизма взаимодействия органов исполнительной власти, работодателей, профессиональных союзов и иных представительных органов работников при решении проблем занятости населения на отраслевых рынках труда.

Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на гг.

Трудовое право

Закон о занятости также закрепляет право профсоюзов на участие в разработке государственной политики в области содействия занятости населения ст. Особенно важным является участие профсоюзов в проведении мероприятий, связанных с массовым высвобождением работников. В целях реализации приведенных направлений государственной политики была создана государственная служба занятости.

Правовой статус этой службы определяется, прежде всего, ст. Для финансирования мероприятий, связанных с реализацией государственной политики занятости, первоначально был создан Государственный фонд занятости населения. Впоследствии данный фонд был ликвидирован, и в настоящее время финансирование соответствующих мероприятий осуществляется за счет средств бюджетов различных уровней. Примечательно, что в отношении отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите на рынке труда, государство принимает на себя обязательства по созданию повышенных гарантий в сфере их трудоустройства квотирование рабочих мест для инвалидов и молодежи, создание специальных программ трудоустройства и др.

Подобные обязательства государства конкретизируются в нормативных правовых актах, в том числе в принимаемых Правительством РФ а также государственными органами субъектов Федерации специальных целевых программах по обеспечению занятости указанных групп населения. Закон о занятости разграничивает пределы компетенции федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в сфере осуществления государственной политики в области содействия занятости населения, в том числе и в сфере правового регулирования.

Так, в соответствии со ст. Органы же государственной власти субъектов РФ в соответствии со своей компетенцией решают вопросы, связанные с разработкой, финансовым обеспечением и осуществлением государственной политики содействия занятости населения с учетом национальных, культурных традиций, а также исторически сложившихся видов занятости, обеспечением реализации прав граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы; а также в связи с осложнением ситуации, касающейся занятости населения на отдельных территориях, разрабатывают и реализуют мероприятия по стабилизации положения на рынке труда по предупреждению массовых увольнений работников, сохранению существующих рабочих мест и созданию новых рабочих мест, организации временных и общественных работ, упрощенной регистрации перерегистрации безработных граждан и др.

Порядок отнесения территорий к напряженным по ситуации, сложившейся на рынке труда, определяется Правительством РФ.

Еще по теме Правовое регулирование занятости и трудоустройства:

В случаях массового увольнения работников и затруднений в их дальнейшем трудоустройстве органы исполнительной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления по предложению органов государственной службы занятости, профсоюзных органов или иных представительных органов работников могут приостановить на срок до шести месяцев решение об увольнении работников или принять решение о проведении поэтапного их увольнения в течение года, осуществляя финансирование данных мероприятий за счет средств соответствующих бюджетов.

В частности, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на защиту от безработицы. В других статьях Конституции РФ конкретизируются иные возможности в сфере занятости право граждан трудиться в качестве государственного служащего ч. Международно-правовые акты конкретизируют содержание данного права. Свободная же занятость предполагает существование свободы выбора занятости и самые широкие возможности для каждого трудящегося в переподготовке и использовании своих навыков и способностей для выполнения работы, к которой он пригоден, независимо от расы, цвета кожи, пола, религии, политических взглядов, иностранного или социального происхождения.

Граждане имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю, или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения Закон РФ от Таким образом определяется основа правовой организации трудоустройства в Российской Федерации. Граждане имеют право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории Российской Федерации, что в Законе о занятости сформулировано как право граждан на профессиональную деятельность за пределами территории Российской Федерации ст.

Граждане вправе обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством РФ.

семейное право правовое регулирование занятости и трудоустройства Учитель приказал

Закон о занятости закрепляет также право граждан на консультацию, профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и получение информации в органах службы занятости. В частности, граждане имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, возможности профессионального обучения ст. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет также имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора профессии и возможности получения профессионального обучения Трудовое право России: В качестве вывода можно констатировать, что российский рынок труда характеризуется существованием безработицы и рядом связанных с ней проблем.

Главной из них следует признать соблюдение условий договоров, регулирующих трудовые отношения. Неукоснительное соблюдение работодателем условий трудовых договоров способствует стабилизации трудовых отношений, сокращению текучести рабочей силы. Кроме того, содействие занятости обеспечивается: При исчислении налогооблагаемой прибыли сумма балансовой прибыли организаций уменьшается на сумму средств, затраченных работодателями на эти цели; д соблюдением установлений квоты для трудоустройства социально не защищенных граждан; е трудоустройством определенного органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервированием отдельных видов работ профессий для трудоустройства таких граждан Закон РФ от Правовой обязанностью работодателей является ежемесячное представление органам службы занятости: Следует иметь в виду, что работодатели полностью возмещают затраты органов службы занятости на создание рабочих мест специальных рабочих мест и профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку в связи с трудоустройством работников, получивших профессиональное заболевание или инвалидность в данной организации.

При невыполнении или невозможности выполнения квоты для приема на работу инвалидов работодатели ежемесячно вносят обязательную плату за каждого нетрудоустроенного в рамках квоты. Порядок и размеры внесения данной обязательной платы устанавливаются Правительством РФ п. В случае отказа в приеме на работу без уважительных причин заявленных выпускников учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования организации производят целевые финансовые отчисления в размере среднего заработка работника данной категории за год.

Если работодатель принимает на работу гражданина, направленного службой занятости, он в 5-дневный срок возвращает и службу занятости направление с указанием дня приема гражданина на работу. При отказе в приеме на работу работодатель делает в направлении службы занятости отметку о дне явки гражданина и причине отказа в приеме на работу и возвращает направление гражданину Трудовое право: Трудовое законодательство в целях поощрения работодателей, активно сотрудничающих с органами службы занятости, предусматривает для них ряд льгот и преимуществ.

Если работодатели трудоустраивают на работу сверх установленной минимальной численности выпускников профессиональных общеобразовательных учреждений, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, то они имеют право на налоговые льготы, установленные налоговым законодательством РФ.

Работодатели имеют право получать от органов службы занятости бесплатную информацию о состоянии рынка труда п. Органы службы занятости при необходимости могут полностью или частично компенсировать работодателям затраты на опережающее обеспечение граждан, высвобождаемых из организаций в целях обеспечения их занятости, а также на организацию принятых на работу граждан, высвобожденных из других организаций.

Таким образом, занятость представляет собой деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству РФ и приносящую, как правило, им заработок, трудовой доход. В современных условиях, когда существование безработицы признаётся не только в качестве явления неизбежного, но и в некотором смысле явления полезного, государство принимает на себя обязательства по оказанию содействия и реализации прав граждан на полную, продуктивную свободно избранную занятость 2. Правовое регулирование трудоустройства 2.

Трудоустройство выступает в качестве важнейшего способа содействия занятости и относится к мероприятиям по активной политике занятости. В научной литературе предлагались различные определения трудоустройства. В позициях ученых отражаются две основные точки зрения в сфере определения трудоустройства: Так, существует позиция Пашков А. Занятость, безработица, трудоустройство обзор законодательства.

Таким образом, анализируемым понятием охватываются, как содействие получению возможности трудиться, так и сам процесс осуществления трудовой деятельности применения труда. Последнее может включать в себя все аспекты реализации трудового правоотношения работы по трудовому договору , а также работы на основании ряда гражданско-правовых договоров.

Очевидно, что такой подход порождает определенные трудности в понимании правовой природы трудоустройства, поскольку понятие трудоустройства пересекается с понятием формы занятости исходя из перечисленных в Законе о занятости форм. Нередко к трудоустройству относят все процессы, предшествующие заключению трудового договора, в том числе и так называемый индивидуальный поиск гражданами работы, а организациями -- работников требуемой квалификации и специальности.

Представляется, что в современных условиях в рамках изучения курса трудового права и для уяснения правовой сущности трудоустройства целесообразно рассматривать данное явление в наиболее узком смысле, относя к нему такие ситуации, когда установлению трудового правоотношения предшествует содействие государственного посреднического органа. В настоящем издании мы будем придерживаться именно такого подхода, отмечая, что на российском рынке труда возрастает роль и негосударственных организаций, оказывающих услуги по трудовому посредничеству.

Однако вопрос о степени охвата трудовым правом общественных отношений с участием последних является в настоящее время спорным. Трудоустройство является одним из способов содействия для определенных категорий граждан -- обеспечения занятости. Такого подхода мы и будем придерживаться, определяя трудоустройство по общему правилу как способ содействия занятости.

Исключения касаются особых, наименее социально защищенных на рынке труда субъектов, в отношении которых государство принимает на себя повышенные гарантии в сфере трудоустройства, что позволяет рассматривать трудоустройство уже как способ обеспечения занятости. В юридической литературе встречаются и иные подходы к определению роли трудоустройства. Медведев отмечает, что трудоустройство является одной из организационно-правовых форм обеспечения занятости.

Читайте также:

  • Гражданское семейное трудовое право в 1930
  • Как составить заявление на лишение отцовских прав
  • Оплата больничных в беларуси при производственной травме
  • В каком банке взять ипотеку на выкуп доли
  • Сколько придется заплатить за квартиру по ипотеке
  • Сообщить о мошенничестве в альфа банк